Можно потихоньку, наверное, подводить итоги года и сезона.
Хотя сезон пока и не закрыт.
Хотя сезон пока и не закрыт.
Этот год я посвятила внедорожью и трейлам. Раз попробовав, так и не смогла остановиться.
Различие с шоссейными забегами кардинальное. Столько разных нюансов, интересных моментов, которые хотелось бы сравнить! Попробую примерно накидать мысли об этих различиях.
Различие с шоссейными забегами кардинальное. Столько разных нюансов, интересных моментов, которые хотелось бы сравнить! Попробую примерно накидать мысли об этих различиях.
Бег без контроля темпа.
Если при подготовке к марафону я контролирую темп каждого километра, стараюсь бегать тренировки и старты максимально ровно, часто смотрю на часы, и там у меня всегда выведен средний темп на километр, то в трейлах часы отходят на второй план. У меня уже больше чем полгода на часах выключены автоматические круги по километру (autolap off). Когда мне надо, я сама отсекаю круг. Это приводит к совсем другой работе мозга.
Я научилась лучше слушать себя и как ни странно, лучше чувствовать темп. Я могу спрятать часы под кофту, пробежать тренировку и потом достаточно точно сказать с каким темпом в каких местах я бежала. Раньше я сильно была зависима от цифр и, наверное, такая ситуация, как была со спутниками на Московском марафоне, меня бы сбила с толку. Но сейчас я знаю, что пробегу марафон с обычным секундомером вполне ровно.
Трейл учит бежать без цифр в голове.
"Теплый" формат стартов.
Я научилась лучше слушать себя и как ни странно, лучше чувствовать темп. Я могу спрятать часы под кофту, пробежать тренировку и потом достаточно точно сказать с каким темпом в каких местах я бежала. Раньше я сильно была зависима от цифр и, наверное, такая ситуация, как была со спутниками на Московском марафоне, меня бы сбила с толку. Но сейчас я знаю, что пробегу марафон с обычным секундомером вполне ровно.
Трейл учит бежать без цифр в голове.
"Теплый" формат стартов.
Формат трейловых стартов совсем другой. Да, я знаю что бывают и многотысячные трейлы, но часто это очень сильно ограниченное число людей из-за невозможности организовать хорошо проходимую тропу для толпы людей. Получается, что трейл - это больший эксклюзив. Да, есть и марафоны, на которые попасть сложно, но их единицы. Куда больше трейлов, куда попасть почти нереально. Только для избранных! Эта эксклюзивность чувствуется и во время самой гонки. Все сделано для сотен людей и отношение чуть ли не индивидуальное. Ты чувствуешь, что тебя ждали и приготовили все это для тебя. Ты не чувствуешь себя в бесконечной толпе, как на марафоне в Берлине (где, конечно, механизм организации марафона у немцев отточен идеально). Но почти на любом марафоне на финише вас будет нестись человек 20 одновременно в створ, все будут вскидывать победно руки, и со стороны видно, что вас таких толпа. Таких же как ты там тысячи! В трейле даже крупном ты часто на трассе вообще один. Ну может трое вас, но никак не 20 вбегающих в створ.
Подготовка всего тела.
Подготовка всего тела.
Сильно отличается подготовка и стиль самого бега. Когда готовишься к марафону, тебе просто надо отработать этот патерн движения. Тебе должно быть легко и хорошо на марафонской скорости (легко в том смысле, что ты должен парить, лететь, должен двигаться быстро, но естественно, с минимальными затратами сил). Причем часто на самом забеге надо просто контролировать свое тело как машину, чтобы она ровно шла, и добавлять иногда топлива. А как она пойдет, на какой скорости, сможет ли ускориться вконце - все это закладывается в период подготовки. Нужно наработать максимально экономичный для себя способ бега. Понятно, что это тренируется идеально большим объемом бега. При больших объемах экономный стиль выробатывается сам. Правило - бегай много, привыкай к темпу и будет тебе комфортный марафон.
В трейлах ты не знаешь, что тебя ждет. Знаешь только примерно, но угадать, как ты будешь чувствовать себя на половине дистанции почти невозможно. В марафоне у тебя в голове пункт "половинку я должен проходить вот с таким ощущением и в такое время и значит все идет по плану". В трейле ты можешь расписать все километры себе подробно и проработать четко рельеф, но план c точностью в 15 минут ты врядли сможешь соблюдать. Для трейла ты должен подготовить все тело. Правило "просто бегай много" тут не сработает. Тут не обойдешься уже одим наработанными патерном движения, тут разных движений очень много. Есть обычный экономный плоский бег, есть бег по пересеченке, где стопа у тебя каждый раз наступает под разным углом ( а значит она должна быть к этому готова), есть бег/шаг вверх, где работают совсем другие мышцы ног (которые на шоссейном марафоне не сильно то и задействованы), ну и бег вниз, где реально надо контролировать свое движение всем телом, часто размахивать во всю руками. Вообщем, в трейле задействована куда бОльшая часть мышц и при подготовке надо это понимать. Плюс еще координация (над этим мне много надо работать). Считаю, что отдельно надо делать упражнения на координацию, чтобы на скорости в опасных местах не падать, а устоять. Я много падаю, надо бы меньше.
Экипировка
Когда говорят, что для бега нужны только кроссовки - это вот как раз про шоссейный марафон, никак не про трейл. Да, тут не так уж много всего надо, но часто есть список обязательного снаряжения, а если он есть, то уже как минимум нужен рюкзак или жилетка, куда это все положить. Я уже писала, что трейлраннер начинается с жилетки! Думаю, так и есть. Ну и фонарик беговой - главный друг. Про разные виды курточек и штанов я молчу уже, если открыть сайты с экипировкой, то кажется, что нужно все. Ведь погода в течении забега может поменяться несколько раз. Вообщем, спорт более дорогой, чем плоские шоссейные бега.
Понятно, что это все очевидные вещи, но почему то захотелось записать. Так как этот беговой год очень сильно отличался у меня от предыдущего.
Если можете добавить еще какие то различия - пишите. Чем вам больше нравится бег по шоссе? А чем больше трейлы?
PS: лично мне очень нравится и бегать трейлы, и бегать марафоны. Очень полезно переключаться с одного на другое и учиться новому и там и там. Так что на шоссе я еще вернусьсделать марафон из 3:10, но и трейлый уже не брошу.
В трейлах ты не знаешь, что тебя ждет. Знаешь только примерно, но угадать, как ты будешь чувствовать себя на половине дистанции почти невозможно. В марафоне у тебя в голове пункт "половинку я должен проходить вот с таким ощущением и в такое время и значит все идет по плану". В трейле ты можешь расписать все километры себе подробно и проработать четко рельеф, но план c точностью в 15 минут ты врядли сможешь соблюдать. Для трейла ты должен подготовить все тело. Правило "просто бегай много" тут не сработает. Тут не обойдешься уже одим наработанными патерном движения, тут разных движений очень много. Есть обычный экономный плоский бег, есть бег по пересеченке, где стопа у тебя каждый раз наступает под разным углом ( а значит она должна быть к этому готова), есть бег/шаг вверх, где работают совсем другие мышцы ног (которые на шоссейном марафоне не сильно то и задействованы), ну и бег вниз, где реально надо контролировать свое движение всем телом
Экипировка
Когда говорят, что для бега нужны только кроссовки - это вот как раз про шоссейный марафон, никак не про трейл. Да, тут не так уж много всего надо, но часто есть список обязательного снаряжения, а если он есть, то уже как минимум нужен рюкзак или жилетка, куда это все положить. Я уже писала, что трейлраннер начинается с жилетки! Думаю, так и есть. Ну и фонарик беговой - главный друг. Про разные виды курточек и штанов я молчу уже, если открыть сайты с экипировкой, то кажется, что нужно все. Ведь погода в течении забега может поменяться несколько раз. Вообщем, спорт более дорогой, чем плоские шоссейные бега.
Понятно, что это все очевидные вещи, но почему то захотелось записать. Так как этот беговой год очень сильно отличался у меня от предыдущего.
Если можете добавить еще какие то различия - пишите. Чем вам больше нравится бег по шоссе? А чем больше трейлы?
PS: лично мне очень нравится и бегать трейлы, и бегать марафоны. Очень полезно переключаться с одного на другое и учиться новому и там и там. Так что на шоссе я еще вернусь
НРАВИТСЯ
1) п.3.
Потому что для меня вся физическая активность - она для разностороннего укрепления тела.
2) быть "частью пейзажа"
НЕ НРАВИТСЯ
бегать по грязи, ночью, и соответственно определенная степень травмоопасности.
Я обязательно попробую нашу серию трейловых забегов, которая идет у нас тут по ближайшим паркам.
Они не очень длинные (там обычно несколько дистанций), и не слишком сложные.
Но не уверена в какой именно год такой опыт впишется:-)
Пока что длинные триатлоны и bq стоят в приоритете, плюс сложности "незаменимостью" в студии.
про бег ночью я согласна. я сама буду бегать по возможности все в светлое время. иначе смысла нет. ты же обычно бежишь по красивым местам и надо их наблюдать. но знаю, что часть трейлов делается чуть чуть перед рассветом, чтобы рассвет застали участники уже в процессе и это вот как раз круто! с учетом что пока больше 50км я бегать не планирую, я вполне всегда могу бежать свою гонка засветло
Мне трейлы нравятся тем, что все это на природе. Даже в обычном городском лесу уже совсем другие ощущения, по-другому работает голова, все лишнее выветривается и чувствуешь себя частью окружающей среды. Нравятся тем, что намного больше задействовано все тело - то, о чем ты пишешь.
Не нравятся моей личной плохой совместимостью с ними (проблемы с координацией еще с детства + обостренный инстинкт самосохранения). Понимаю, что все это можно прокачать и улучшить, но если в дорожном беге я начинала с уровня просто без данных и способностей, то тут реально нужно делать это с какого-то глубокого минуса. Поэтому для меня трейловый бег остается восстановительным - для удовольствия, перезагрузки и близости к природе.
под чуткими взглядами опытных коллег, учусь
Трейловые: единение духа и природы, перекрывает всё остальное. Я бы хотела попробовать ориентирование, очень тот отчет понравился, но без "по пояс в болоте" и "брод, по колено в воде".
Морально шоссейный марафон все таки сложнее. Там бесконечные последние километры вводят некоторых в уныние. Трейловый марафон пробежать легче. Природа отвлекает и километры пролетают быстрее.
Ну а грязь, холод и болота всегда можно променять на жару) очень много жарких трейлов, где будешь иногда мечтать о броде)
Так вот он писал здесь http://www.trilife.ru/blogs/1048/delyus-opytom-pro-trenirovki-i-sorevnovaniya/
"В плоских забегах все интересное происходит во время тренировок. В ультратрейлах – на самих соревнованиях. В плоских забегах все полезные навыки (терпеть, выкладываться) формируются на тренировках, в ультратрейлах же – исключительно во время соревнований. «Тяжело в учении – легко в бою» - это про асфальтовый бег. В трейлах наоборот. Важная психологическая закалка трейлраннера происходит как раз во время соревнований: выстоять три ночи без сна; несколько суток бежать-идти под проливным дождем; не обращать внимания на стертые в хлам ноги; в течении нескольких суток терпеть потную и грязную одежду; сохранять трезвость ума и оптимизм, когда обстоятельства складываются крайне неудачно."
Вот скажи, ты столкнулась с этим, или это всё-таки больше уже про совсем-совсем ультра?
Да, про тренировки так и есть. К марафону ты упорно готовишься и потом сдаешь экзамен, бежишь. К трейлу ты тоже готовишься, но тут лучшая подготовка это другие трейлы. Три дня без сна я не бегала, а под проливным дождем бегала и в лесу и на шоссе, разница есть, но небольшая.
В ультру с этой терпежкой и преодолением себя я пока не собираюсь. Я бы именно формат горных марафонов побегала.
За Боковым слежу тоже. Но вот с одним его высказыванием я не согласна. Он как то говорил - что марафон это сложная механическая работа, ты пашешь и пашешь не видя ничего вокруг. А трейл - это приключение, где ты знакомишься с людьми на трассе и наблюдаешь за красотами. Так вот многие просто бегут трейл на более низкой интенсивности, чем марафон. Так как погони за циферками нет. А если ты нацелен на подиум например, то никакого наслаждение природой тебе не светит обычно. Такая же пахота
Я тоже знакомилась и болтала всегда. Но на марафоне также. На марафоне тоже интересная публика вокруг из разных стран. Часто есть с кем поболтать, уж первые 2 часа бега ты точно легко сможешь болтать и знакомиться
Еще у меня после трейло-года, при всех успехах и плюшках - чувство недоработанности. Согласна с цитатой из Бокова и последующими комментариями: главное происходит на забеге, трейловый опыт набирается прямо в процессе - а вот в тренировочный период мне как-то мало пахоты: бегаю себе в удовольствие и все. Может, негодные планы попались - надо более зверские поискать.
И хотелось бы понять, как сочетать эти жанры с наибольшей эффективностью. Год трейлов/год асфальта? Если без особых амбиций, можно, конечно, чередовать и в одном сезоне - но амбиции таки присутствуют.
у меня кстати наоборот самооценка поднялась и чувства недоработанности нет. есть чувство удовлетворения и радости от того, что я делаю. ну и планы поработать собираюсь на следующий год. буду держать в курсе! просто первая ультра как и первый марафон - они просто на удачу, без плана, проба пера. а дальше уже начинаешь задумываться что и где улучшать.
ну и сочетать тоже буду пробовать. точно не с двумя быстрыми марафонами за сезон, но с одним вполне можно. набегав объем на трейлах, прокачав выносливость, просто выделить недель 6-8 на скоростные работы и должен выйти хороший марафон
Очень зависит от страны, каждая страна свой норматив ставит. У чехов у женщин в этом году было 2:35
https://en.wikipedia.org/wiki/Athletics_at_the_2016_Summer_Olympics_%E2%80%93_Qualification#Road_events
Edited at 2016-11-17 07:59 pm (UTC)
Ты слишком хорошего мнения обо мне. Я даже близко к их результатам не приблизилась еще. Да и не приближусь в этой жизни)
Еще каждый Трейл уникален, если марафоны в чем-то взаимозаменяемы, то конкретный трейл можно хотеть пробежать не потому, что он 42.2, а из-за его уникальной трассы.
Хорошо написала! Так и есть. Марафон - это и есть городской праздник. Улицы перекрыты, народ веселый. Я люблю эту движуху.
А трейлы и правда ну очень разные. Одну и туже дистанцию сравнивать вообще не стоит. Редко найдешь похожие