Радость и сублимация

подготовка к марафону и прочие радости бега

Норвегия. Лето 2018. Интересные места
zanozakat
О том, что мы летом в этом году ездили по Норвегии, я писала тут.
И обещала вам рассказать, в каких же интересных местах мы были.
По дням все путешествие рассказывать не буду, но сделаю перечень мест, куда стоит добраться. Своеобразный гид по Норвегии персонально от меня)

Итак, поехали.

Места, где мы были:

1.Trolltunga или язык Тролля.
Безусловно это туристическое место номер один в Норвегии. И именно его поставлю на первое место. Очень многие летят в Норвегию только ради того, чтобы сходить на язык Тролля.
Мы тоже подстраивали свое путешествие так, чтобы туда попасть.

Язык Тролля - это каменный уступ над пропастью. Находится достаточно далеко от цивилизации и до него не доедешь на экскурсионном автобусе. Самое интересное в этом месте как раз то, что до языка надо пройти не самый простой, но безумно красивый трейл.
От парковки до языка путь у вас займет 14км с набором 1200 метров. И это только в одну сторону до языка! Соотвественно, если хотите успеть туда обратно за один день, то выходить желательно пораньше.

Ажиотаж вокруг этого языка просто невероятный. Идут туда толпами. И я была немного поражена количеством людей, преодолевающих за день эти не самые простые 28км. Понятно, что для меня эта прогулка больших сложностей не вызвала. Но далеко не у всех, прошедших этот трейл, физическая форма близка к моей. Многими туристами и семьями я там и правда восхищалась.

Есть два варианта, как сходить на язык.
Первый самый популярный - поход налегке в один день. Стартовать надо как можно раньше. Часов за 5-6 доходите до языка. Да-да, врядли сильно быстрее, так как там очень-очень красиво и столько разных видов открывается по пути, что вы будете фотографировать все без остановок.

Дальше надо заложить пару часов на очередь для фото на языке. А вы как думали? Место популярное и всегда будут те, кто вышел раньше вас и пришел быстрее. Желающих сделать фото очень много! И еще и фото в разных позах и в разных одеждах. Надо будет со смирением стоять там и ждать. И потом надо бы успеть до наступления темноты спуститься вниз к парковке. При этом не думайте, что сбросить 1200м по высоте намного легче, чем их набрать. А вот в темноте там я никому не советую бродить. Трейл такой, что ноги поломать очень уж легко.

Второй вариант - за один день спокойно дойти до языка, взяв с собой еду и палатки. Там переночевать прямо около этих головокружительных видов. Фоткаться без очередей весь вечер на закате и все утро на рассвете, пока первые туристы не придут. Пить чай с видом на язык. И спокойно же спуститься вниз.

Мы, конечно, выбрали именно этот вариант и ни секунды не пожалели.

Плюсы и минусы как одного, так и другого варианта можете придумать сами. Но мы просто напросто хотели провести там как можно больше времени. Немного отдохнуть от машины и погулять ножками. Да, язык Тролля - это, конечно, цель этого нашего двухдневного походика, но все таки сам процесс - поход с рюкзаками, ночь в палатке, блинчики утром на завтрак на горелке, безлюдный Trolltunga на закате - это все оставило куда больше впечатлений, чем постоять на куске камня, хотя и выглядит это со стороны круто.

Трейл сам очень красивый. Обозначен вполне понятно (буквой Т на камнях). Да и толпы людей идут там всегда, потеряться невозможно.

Мы стартанули в где то в 15:30 и, что логично, шли против потока людей. Все уже уставшие и довольные шли нам навстречу. Но было несколько компаний, которые как и мы шли с большими рюкзаками с нами с одном направлении.

Трек мой есть на страве.
Самые скучные километры этого трейла - это первый серпантин по асфальту, первые 4км. Их надо просто перетерпеть. Потом начнется красота и виды.

Именно в эти два походных дня нам очень повезло с погодой. Не скажу, что дождя не было вообще, он был. Но солнца тоже было много и в целом было очень комфортно. Но вот у самого языка часто бывает холодно (ночью около нуля и ниже. в августе). Так что для ночевки стоит взять теплые спальники и теплые вещи. Еще там достаточно ветренно. Я вообще была одета по ощущениям на -15 и мне жарко не было вообще. Я в Праге зимой одеваюсь легче, чем в это летние путешествие в Норвегию.

Миллиард фотографий с этого трейла я постить не буду. Правда не понятно, что с ними делать то. Скажу только то, что это развлечение под названием "поход к языку тролля" хоть и кажется каким то попсовым, но оно определенно стоит того. Там очень красиво и совсем непросто. Будет и преодоление себя, и награда в виде шикарной природы за это. Все толпы туристов, которые вроде как идут с вами по тропе, расстворяются в этих просторах и совсем не мешают наслаждаться природой. Отойти попить чай в одиночестве там всегда есть куда. Места хватает всем.

Есть правда небольшой ньюанс. Отойдя чуть от тропы вы можете нарваться на туалет. Да-да, людей проходит там очень-очень много каждый день и, конечно, все гадят. И я даже их понимаю. Официальный туалет есть только внизу на парковке, потом везде стоят знаки, что гадить в парке нельзя. А что делать в процессе целого дня трекинга в 28км? Да ничего. Гадить за камешком, так как деревьев там нет. Норвежцы не очень подумали как то обозначить туалеты по пути. Часть всех туристов ими пользовались бы точно.
Мусора правда было встречено немного. Да и были туристы, которые мусор собирали.

По поводу других удобств - воды питевой там много, ручьи, родники и водопадики все питьевые. Можно идти с бутылочкой и пополнять ее. А вот укрытий от плохой погоды нет. Спрятаться почти некуда. На всем маршруте две дежурных спасательных хижины и то с замком и надписью, что входить туда только в экстренных ситуациях. Никаких тебе горных хат по пути, как это часто бывает в Европе. Никаких лавочек под новесами и беседок. В Чехии то вообще бы на таком популярном маршруте открыли бы пивовар то точно! Вода тем более есть.

Еще один из вариантов организации похода - это встать с палаткой не прямо около языка Тролля (хотя мест для палаток там много и можно уйти чуть подальше от всех легко) а чуть раньше, не доходя 3-4км до. Там очень много уединенных вариантов, где поставить палатку. Таким образом, поставив палатку чуть раньше, оставшийся путь можно дойти уже налегке побыстрее. Сделать желаннное фото и уйдти обратно в свою палаточку подальше от людей, пить чай в тишине и наслаждаться видами может даже лучше, чем около языка. Это такой вариант для социопатов)

Тут, например, на фото хорошо видны следы от палаток, прямо на обрыве.

Но и наше место ночевки было неплохое!

Мы дошли к языку прямо к закату и успели пофотографироваться вдоволь кто как хочет. Народу рядом почти не было. Все разбрелись по своим палаткам, пили чай и готовили ужин.

На всех фотографиях там люди получаются очень маленькие.Кто есть кто и не разглядеть. Вообще ощущаешь себя муравьишкой в таких местах, по сравнению с теми просторами и природой вокруг.
При этом смотреть вокруг и любоваться всем этим там можно бесконечно.

Рассвет нас встретил затянутым небом и дождиком. Мы недолго еще пофотографировались всеми вместе, пока вокруг не было почти никого.

Пошли в лагерь лениво завтракать блинчиками, собирать палатки и просто тупить. Даже поспали немного, так как уж очень холодно было на улице и в палатке было в сто раз уютнее. Хотя Юки и так было неплохо.

Уходить оттуда не хотелось, но надо было все таки выдвигаться. И уже когда мы собрались и выдвинулись в путь, то решили подойти напоследок взглянуть на язык. Вот тогда мы и увидели то, что примерно происходит там днем. Очередь на фото.

При этом накрапывал дождик и было холодно. Мы все таки в Норвегии, хоть и летом.
А народ все подходил и подходил нескончаемым потоком.
Мы спустились вниз за теже 5 часов, не потому что опять делали много фотографий, а потому что устроили себе на полпути полноценный обед и сварили суп на горелке. Все равно обед был нужен и варить его на парковке около машины не очень то хотелось. А вот среди этой красоты было просто отлично!

Поход вышел замечательный. Места шикарные. Всем советую туда сходить.
При этом в этих же местах параллельно есть еще много трейлов и маршрутов, куда можно прогуляться на несколько дней. Везде не менее красиво чем на этом трейле до языка Тролля, а людей практически не будет.

Ближайший город к парковке - Tyssedal. От него по узкому горному серпантину надо проехать 7км до места старта трейла. Парковка платная и стоит 500nok (это чуть больше 50 евро) за машину на день. Мы парковались бесплатно чуть подальше возле водохранилища возле дамбы. Правда пришлось пройти до места старта лишний километр.
Есть еще вариант с верхней парковкой. Она расположена как раз после первых 4х километров серпантина, с которого начинается трейл. Т.е. эти первые самые неприятные километры по асфальту можно проехать на машине и начать путь уже позже. Но не все таки просто. Шлагбаум на эту парковку открывают в 6 утра и пускают всего 30 машин по принципу кто успел,тот и поехал. Т.е. надо занять под утро очередь, чтобы быть счастливчиком и попасть на верхную часть парковки. Зато у этих людей сокращается маршрут и они первыми приходят к языку, мешая завтракающим там туристам.

2. Kjeragbolten или горошина
Это второе по популярности и красоте место, которые стоит посетить и куда мы сходили.

Это камешек застрявший между скалами на высоте 984 метра над фьордом Lysefjord. И это настоящие 984 метра, которые будут под вами, когда вы будете стоять на этом камешке.

Благодаря очень резким обрывам там и высокому крутому берегу, это место очень популярно для BASE jumping-а. В кемпинге на берегу фьорда Lysefjord (мы как раз в нем и ночевали) устраивают каждый год один из крупнейших фестивалей бейсджамперов. Вот тут хорошее видео, где показана часть трейла туда и виды с этого обрыва.

У нас таких видов, к сожалению, не было.
У нас был не такой уж радужный поход. Целый день лил дождь стеной. С ветром и всеми норвежскими прелестями. Но мы решили, что всего то 5км в одну сторону, что мы слабаки что-ли? Мы дойдем!

Я надолго запомню этот поход. Я была в воде бы абсолютно вся. При этом на мне был дождевик. Не какая то куртка ненадёжная, а непродуваемый и вроде как непромокаемый дождевик. Но под этим дождём оказывается промокает всё.
Трейл до Kjeragbolten очень красивый. Даже в дождь. Немного отличается от пути до языка Тролля по видам. Идёшь по камням, почти без растительности.
Мы вышли где то около 15 часов днем и к темноте вполне успели вернуться к машине, всего потратив на поход 4 часа с остановками на чай в горелке и фоточки.

Наверное можно назвать этот трейл более технически сложным. Кое где надо лезть вверх, держась за верёвку.  Кому то некоторые моменты в пути доставят неудобства. Наше самое большое неудобство был дождь и ветер, который этот дождь разгонял прям в нас и хлестал со всей силы. Довольна была только Юки, наверное. Хотя местами за нее было страшновато.

Много где стоял туман и не особо видны провалы между камнями. А она скакала как сумасшедшая и не понятно было, куда ее понесет.
Уже когда мы подходили к горошине, у меня была небольшая истерика от холода и вообще всего что происходит вокруг. Я понимала, что мы сейчас придем к этому дурацкому камню, я дрожу от холода, мы сделаем всего по одной фотке и как можно быстрее пойдем назад в теплую машину. Но камень расположен в расщелине, где особо не дуло. И во время фотографий там я даже немного согрелась!

Там, конечно, немного страшновато подходить к краю да и вообще стоять на этом камне. Но это и есть самое интересное! Не просто красивый вид, а еще и адреналин.
Самые крутые виды - вниз с обрыва. Но на фото эту высоту не передать.

Старт этого трейла к горошине начинается от парковки у ресторана Øygardstøl. Там и туалет, и тепло и еда. Парковка тоже платная, как и везде. Мы же опять экономили и парковались чуть поодаль и стартовали от машины. Ресторан расположен в очень красивом месте и с него открывается вид на городок Lysebotn.

В этот день мы так сильно промокли и замерзли, что сразу же отмели идею искать жилье где то дикарями, а прямиком поехали в кемпинг, где был хотя бы теплый душ.

Весь вечер грелись на кухне, сушили вещи и пили чай. А дождь все лил стеной и лил всю ночь. В ту ночь я аж просыпалась от звуков дождя, настолько он достал и у меня уже началась на него аллергия.

В городок Lysebotn, в котором мы оказались в итоге, можно попасть двумя путями - либо по горной дороге Lysevegen, либо на небольшом пароме. И про паром и про дорогу расскажу отдельно, как о достопримечательностях, которые стоит посетить.

Горные дороги:
3а. Lysevegen (Lysebotn - Sirdal)

Дорогу Lysebotn - Sirdal запишу отдельно как достопримечательность и немногожко расскажу о ней.
О ней пишут как о "one of the famous hairpinned roads in the world". По другим похожим я не ездила, но на этой действительно адреналинчик вырабатывается.

Дорога открыта только с конца мая по октябрь. И закрыта, если там лежит снег. Очень узко, серпантины, марсианские пейзажи вокруг. Сложно может воспринимать дорогу как отдельную достопримечательность, но в данном случае она такой является. Меня эта дорога сильно впечатлила. При хорошей погоде там есть где остановиться и погулять по окрестностям. Можно и с палаточкой уйти к каким нибудь озёрам и побродить в одиночестве.

Велосипедистов парочку мы там тоже встретили, там проходит один из обозначенных длинных веломаршрутов. Но их и правда было парочка всего. Лично я в такой красоте надеялась увидеть побольше велотуристов. Но может у нас с ними пути просто не пересеклись. В Италии на похожих дорогах велосипедисты чуть ли не преобладают.

Мы останавливались немного. Были чуть другие планы, да и погода была такая, что на все эти виды отлично было смотреть и из теплой машины. Хотя пару раз все таки вышли сделать несколько снимков.

3b. Gaularfjellet (тоже горная дорога)

Тут же упомяну еще одну дорогу, по которой мы проехались. Gaularfjellet - это scenic route. Это область, где стоит проехаться и посмотреть разного рода достопримечательности. Мы просто проехались там, много не гуляли. Но там есть где и побродить!

(без названия)

Тоже безумные красоты открываются вокруг.
При этом там недавно поставили смотровую, чтоб лучше созерцать просторы и чтобы был повод остовиться и выйти из машины, а не просто сидеть)

Вообще дороги в Норвегии - это отдельный предмет для восхищения. И я уже писала, что именно автомобильное путешествие там доставляет огромное удовольствие. Вокруг такие концентрации красот, что едешь часто долго с открытым ртом. Хорошо, что из машины ничего особо не сфотографировать. Это сильно сократило количество фотографий из поездки, которые надо хоть как то отсортировать.

3c. Водопад Låtefossen
Этот водопад отнесем тоже к дорогам, так как падает он прямо на дорогу!

Он, конечно, очень мощный! Брызги далеко летят и шумит невероятно сильно. Но он прямо на дороге и даже парковаться особо там не удобно. Специально к нему ехать бы не советовала, а вот дорогу эту рекомендую как красивую очень. Шоссе идет как раз к точек старта трека на язык Тролля, мимо не проедете.

Если вы поедете чуть в другой стороне от нашего маршрута, обязательно погуглите разные видовые дороги на том пути. Очень часто надо просто съехать с главного платного шоссе и оказываешься в сказке. Дорог, которые входят в списки "самые красивые дороги" в Норвегии очень много!

4. Паром Lysebotn - Lauvvik - Stavanger (да и вообще весь фьорд Lysefjord)

(без названия)

Второй способ, а долгое время был и единственный, как добраться до городка Lysebotn, который я упоминала выше - это маленький паром. Паром проплывает весь фьорд Lysefjord. Вроде как этот фьорд считается одним из самых живописных. По мне, так самый! Но мы много фьодрдов особо не посмотрели, так что опыт у меня небольшой).

Ходит он всего два-три раза в день. Билеты на него надо брать заранее. При этом 100% он приедет только в начальную и конечную точку своего маршрута. А остальные точки, обозначенные как остановки, он будет заезжать только тогда, когда в системе заранее у кого то будет куплен билет оттуда или до туда. Так что будьте внимательны, если захотите просто прийти к берегу фьорда на причал и уехать, паром просто может проплыть мимо.

Виды там безумно красивые! Лично мы не использовали этот паром как транспорт, а просто поплавали на нем туда-обратно как на экскурсионном. Хотя наверное сервис в экскурсионных намного выше, но и стоят они дороже. Нам особо экскурсий не надо было.

Я вроде равнодушна к воде и путешествиям по воде. Но тут было как то необычно и здорово. Это день мы сделали днём отдыха от пешеходного туризма под дождем.

На пароме можно сидеть внутри в уютной каюте в удобном кресле в тепле и смотреть в окошко на красоту. А можно стоять наверху и ощущать мощь ветра в волосах. Дуло там очень сильно. Паром этот мчит на очень больших скоростях и если стоять впереди по курсу, то достаточно весело.

Мы то грелись внизу, то выходили обратно наверх. Солнце то выходило и освещало красиво волны от нас, то заходило и лил дождь. Вообще, погода в Норвегии может за час поменяться очень много раз. И может показаться по фотографиям, что день очень солнечный, а это только из-за того, что в моменты солнца ты все фотографируешь, а во время дождя тебе не до этого и ты прячешься сам и прячешь технику.

А работники парома даже подплыли близко к одним из водопадов и рассказали нам некоторые интересности этих мест. Было приятно, так как они не экскурсоводы вообще.
Вообщем, советую этот паром как отдельное развлечение. Ну или какой то другой пассажирский паром по фьордам, так как в Норвегии этот пункт программы просто обязательно должен быть.
Мы как я уже сказала, сделали выходной от трекинга под дождем.

Проехали до городка Forsand на пароме, там немного погуляли по окрестностям, посмотрели на фермы норвежские распугали коров, приготовили опять суп на горелке (вообще мы любим поесть и в ситуациях, когда не знали что делать, предпочитали есть) и на этом же пароме вернулись назад в городок.

А изначально в планах у нас были покорение скалы Preikestolen.
Это мы уже переходим к местам, которые стоит посетить, но мы там не были.

5. Preikestolen или «Кафедра проповедника»
Как и язык Тролля, очень популярное место. Фото из интернета:

Это гиганстский утёс высотой 604 м над фьордом. На пароме мы как раз проплывали мимо него. Вот уже наши фото:

Да, кстати под горошиной мы тоже проплывали. И тоже снизу посмотрели на нее. Увидете ее на фото?
(если смотрели видео бейсджамперов, то они прыгали вниз как раз с вот этого водопада на фото, с этого обрыва)

Вообщем, видно какая погода была навергу на этом скальном утесе. Мы решили, что пеший наш многочасовой поход до него под дождем не стоит этого. И была большая вероятность, что с этого утеса мы ничего в итоге то и не увидим, так как там целый день весели облака.

Но из всех достопримечательностей этот Preikestolen самый доступный. Туда можно подъехать чуть ли не впритык и туда возят целые автобусы. Мы же планировали трекинг с другой стороны, достаточно сложный. Но вот если вам интересно просто посетить и сделать там фото - это достаточно легко.

Следующее место, которое столо бы посетить, но мы не добрались:
6. Самая длинная деревянная лестница в деревне Flørli

Это тот же самый фьорд и эта деревня - одна из остановок нашего парома. Впрочем о лестнице этой мы узнали как раз там уже, когда обнаружили, что слишком много туристов заходит на остановке этой. А это не может быть просто так, значит там что то есть! Стали гуглить - и правда.
Здесь находится маленькое поселение, в котором есть гидроэлектростанция. Так вот для обслуживания этой электростанции и построили деревянную лестницу в 4444 ступенек с перепадом высоты 740 метров на 1600метров длины.

Вроде как считается самой длинной деревянной лестницей в мире. Можно проверить силы и по ней залезть.

Получается, что в окрестностях фьорда Lysefjord прямо концентрация интересных мест. И только там можно тусить неделю и очень много посмотреть. А еще там есть 64км трейл как раз по берегу этого фьорда и невероятно крутой swimrun Rockman! Когда я смотрю видео с этого свимрана, у меня мурашки по коже. Я честно хотела бы когда нибудь там пробежаться и, конечно, поплавать!

Вообще каких-то таких суровых но очаровывающих вещей в Норвегии очень много! Разные лестницы, мосты, обрывы, скалы. Есть ледники достаточно большие, по которым можно погулять. Нагуглить очень насыщенное путешествие очень легко!
Я если начну перечислять все, что нагуглила, то никогда не закончу этот пост. И так уже затянула сильно.

Я просто всем советую купить хороший дождевичек и съездить в эту прекрасную страну.
А если будут какие то вопросы - спрашивайте!

• 1
шикарный ландшафт

Да, та природа что в Альпах начинается с 3000 метров, тут на севере уже с высот 700-800

В мае был две недели
Ни одного дождя
Согласен насчёт клёвости

Интересно, но мае наверняка много где на этих тропах снег. Но может быть снег даже лучше, чем дожди. Холодно было?

Очень красиво!
Только холодно и мокро.. Наверно, когда летом все плавятся от жары, в Норвегию съездить, как раз хорошо, для контраста :)

Да, у нас такой контраст и вышел. В Праге в это время было 30. Вернулись и согрелись сразу же! Захотелось обратно)

Суровая природа, красиво! Хотел бы туда с велом, но дождь и ветер :)

Там ещё и горки такие хорошие. Причем если для машин прорыты туннели, то велосипедистам приходится ехать через вершины холмов. Так что всех велотуристов в Норвегии я прям заочно уважаю!

Юки - звезда!

Юки там было отлично! Она приехала пушистая и с накаченными ногами. И она очень вписывалась в эти пейзажи

Виды шикарныные!
А с палаткой там прямо где хочешь можно стоять? Каких-то ограничений в парках нет?

Да, в Норвегии с палаткой можно везде кроме частной собственности и полей. Вдоль любого пешеходного маршрута всегда можно поставить палатку и это классно!

Спасибо большое за пост. И за текст, и за фотки, и за опыт.

Очень интересно и красиво!

рада, что понравилось. мне хотелось еще больше показать! на иногда надо вовремя остановиться. хорошо, что я сразу отмела идею описывать каждый день) иначе никогда б не дописала этот пост)

Как здорово! Мы в тех краях были много лет назад в конце апреля с маленькими детьми, и только три дня (с прилетом в Осло), так что конечно никакого треккинга, та дорога, которую ты описываешь по плато, была частично закрыта, но по лестнице мы прошлись:) Очень по ней неудобно, надо сказать, так что мы пошли параллельно по топке, там наверху каскады водопадов, штук 5 наверное, но мы дошли только до второго (Дане 3 года было)... Но на пароме тоже прокатились:) Правда мы тогда ничего про Норвегию не успели узнать (за неделю до поездки купили билеты и полетели:)), так что ни горошины не видели, ни Кафедры... Но давно хочется так же в формате "поход выходного дня" смотаться с ночевкой к языку... Я даже как-то смотрела на Пасху, чтоб на лыжах туда добежать, с ночевкой в хижине чуть в стороне, чтоб уж точно без людей, но логистика сложная, лыжи в прокат брать очень непросто, как оказывается (у всех они свои есть по определению), и выходило дорого. Но вот так летом сходить (а лучше сбегать, но тогда кто палатку потащит?:)) очень бы неплохо. Правда как туда с Соней попасть непонятно, на машине это путешествие займет кучу времени, а на самолете мы с ней так и не летали, и наверное теперь уже поздно начинать... Ну, придется осуществлять без Сони. Может летом таки и рванем, Данила как раз очень хочет в Норвегию (но на гору он с нами не пойдет конечно:))))...

всего то 1200км на машине с паромом от вас и вы в Норвегии всей семьей) все таки думаю туда надо с машиной и походы сочетать с переездами на своем авто. там и так сурово местами, а если еще как то ждать общественный транспорт и т п, но будет в разы суровее.
клево, что вы уже там были. с лыжами идея интересная! но вот даже не знаю насколько там сурово зимой

Спасибо тебе огромное за текст и за фото!

Я был в Норвегии много лет назад на coastal steamer - это такой круизный корабль который идёт вдоль всего побережья с заходом в города и фиорды по дороге. Но у вас, конечно, опыт более вовлечённый. Сделаю себе заметку на будущее.

рада, что понравилось!

с воды наверное совсем другой взгляд на Норвегию. но тоже интересно. и там столько воды, я столько нигде не видела! страна просто понизана ей. иногда едешь и кажется, что вон озеро, а оказывается, что это фьорд. а значит это соленая океанская вода! удивительно иногда.

Первые впечатления от фоток: "Аааа! Оооо! Ыыыы!" Прям, как в Исландии :) То есть нет - виды другие. Эмоции похожие :)
Я после твоего отчёта ещё больше в Норвегию хочу.

А выходить на язык и на горошину безопасно? Глядя на фотки, у меня сразу мысли прилетели: "А вдруг сломается/провалится?"

а я наоборот в Исландию хочу. они похожи, да, но разные все равно!

на язык совсем безопасно. он вот так страшно смотрится только с пары точек. там обман зрения. Так это достаточно большая скала и на ней стоять вообще не страшно. А на горошину страшновато выходить, она круглая) И у нас еще и дождь лил. Кажется, что скользко. Но вроде мы искали статистику по случаем разным и особо никто там не падает. Одна студентка как то неаккуратно делала селфи на языке и упала. Но там сотни каждый день, а упала всего одна. Так что это очень безопасно.

Божественно. Суровое норвежское лето.
А что действительно на дождь аллергия или это для красоты слога?

меня от звука дождя аж тресло) не знаю что это. я обычно спокойно к суровым условиям, а тут так достал, что аж плохо было. наверное все таки не аллергия)

Спасибо. Изумительный репортаж

очень рада, что понравилось! я очень старалась как то выбрать фотографии из всего этого огромного количества)

Расписать все это, будет труд похлеще, чем пройти. Классные места! Очень хочется, чтобы пригодилось в дальнейшем, мне ессно )))

да уж. я что то долго этот отчет писала)
надеюсь, что кому нибудь пригодится

теперь надо сесть и про бег написать!

Про какашки. У нас тут(Канада и ближний Вашингтон) на некоторых маршрутах, повыше, нельзя какать под камушки, из-за толп и из-за того, что за 2 месяца лета ничего в компост не превратится. Ну и на ледниках, конечно, тоже нельзя. Надо носить с собой мешочки специальные, и с собой все забирать. Имеет смысл, чтоб вот так всю тропу не превращать в туалет.

хороший вариант! я была бы только за. да и норвежцы бы следовали правилам. путь не все, но кто то бы точно выполнял. уже меньше! как то надо убирать за собой. иначе при таком потоке туристов получаются совсем неприятные моменты